Тел: +38 (044) 425-81-38 +38 (067) 240?91?48 +38 (096) 654-90-64 E-mail: office@ecoalliance.com.ua

Что нужно знать, чтобы не стать заложником собственных отходов?

На что следует обращать внимание хозяйствующим субъектам, имея дело с отходами, чтобы не попасть в немилость к контролирующим органам.

О разрешениях и лимитах

Статьей 55 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды" (далее - Закон об охране среды) установлена обязанность собственников отходов принимать эффективные меры по уменьшению объемов их образования, а также утилизации, обезвреживанию или размещению. Но на самом деле не стоит бояться не выполнить этот универсальный долг. Пока что законодатель не установил критериев эффективности действий хозяйствующих субъектов по заботе об экологии. Чего не скажешь о более приземленных понятиях.

Разрешительная система. Именно это понятие (как во многих других сферах) является ключевым и в "мусорных" аспектах ведения бизнеса. Законами определено, что размещение, хранение, удаление отходов разрешается лишь при наличии специального разрешения на определенных местными советами территориях в пределах установленных лимитов, с соблюдением санитарных и экологических норм (ст. 55 Закона об охране среды и ст. 33 Закона Украины "Об отходах", далее - Закон). Таким образом, разрешение и лимит на отходы - это ключевые понятия, о которых не следует забывать, ведя хозяйственную деятельность.

То есть, исходя из буквального смысла приведенных законодательных положений, специальное разрешение необходимо для любого хранения (размещения, удаления) любых видов отходов. В то же время согласно Закону Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" лицензированию подлежат лишь операции в сфере обращения с опасными отходами (п. 38 ст. 9), а также заготовка и обработка ресурсоценных отходов (например, металлолом, макулатура, стеклотара). Операции с другими видами отходов лицензированию не подлежат.

Существуют также исключения из правил. Например, если отходы не размещаются на территории их владельца (производителя), а передаются на договорных началах другому владельцу (например, специализированному предприятию), разрешение на размещение таких отходов получать не надо. При этом также не выдаются соответствующие лимиты (не заполняется графа 10 приложения 2 к Порядку разработки, утверждения и пересмотра лимитов на образование и размещение отходов, утвержденного постановлением КМУ от 03.08.98 № 1218).

Но на этом, к сожалению, волокита по документированию мусора не заканчивается. Статьей 33 Закона предусмотрено, что на каждый объект хранения или удаления отходов составляется специальный паспорт. Процедура паспортизации отходов особенно важна в тех случаях, когда для определенных видов отходов невозможно найти надлежащую технологию утилизации. Как раз во время паспортизации определяется класс опасности и другие свойства определенного типа отходов, что необходимо для поиска приемлемой технологии утилизации.

Однако следует обратить внимание, что процедура согласования и регистрации паспорта не заменяет собой процедуру получения разрешения на отходы. Таким образом, Законом паспорт рассматривается как своего рода источник статистических данных, а не разрешительный документ.

Куда обращаться?

С принятием 21.05.2009 постановления КМУ № 526 была внесена некоторая ясность в вопросы реализации положений профильных "экологических" законов. Так, согласно ст. 23 Закона выдача разрешений на осуществление операций в сфере обращения с отходами отнесено к компетенции Минприроды. В свою очередь ст. 21 Закона определено, что решение об отводе земельных участков для размещения отходов и строительства объектов обращения с отходами принимается органами местного самоуправления. Однако нужно учитывать, что при отводе земельного участка для хранения мусора необходимо будет получить согласования от органов экологической безопасности, санитарно-эпидемиологического контроля, органов пожарного надзора, органов архитектуры и землеустроительных органов.

Но и это еще не все: в соответствии со ст. 33 Закона "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения" в отношении объектов обращения с отходами органами санитарной эпидемиологической службы проводится государственная санитарно-эпидемиологическая экспертиза. Как видим, желающих дружить с экологией ждут довольно обременительные бюрократические процедуры.

О проверках и мораториях

Очевидно отсутствие необходимых разрешительных документов чревато не самим этим фактом, а возможными последствиями результатов проверок контролирующих органов.

Напомним, постановлением Кабмина от 21.05.2009 N 502 до 31 декабря 2010 года временно прекращается проведение плановых проверок, кроме проверок субъектов хозяйствования, которые отнесены к субъектам с высокой степенью риска хозяйственной деятельности. Применение же этого решения правительства на практике вызывает довольно много вопросов. Зачастую предприниматели даже не подозревают, что на них такой мораторий не распространяется.

О нюансах работы государственной экологической инспекции во время действия моратория на проверки субъектов хозяйствования рассказал директор юридического департамента Минприроды Дмитрий Роменский: "Законом України "Про основні засади державного нагляду (контролю) у сфері господарської діяльності" не визначено перелік органів, які мають керуватися у своїй діяльності цим Законом, а встановлено лише сферу його дії, тобто перелік відносин, на які він поширюється, а також які виключені із сфери його дії".

Однак, безумовно, діяльність контролюючих органів Мінприроди підпадає під дію цього закону. На виконання абз. 4 ч. 2 ст 5 Закону України "Про основні засади державного нагляду (контролю) у сфері господарської діяльності" Мінприроди одним із перших ЦОВВ було розроблено Критерії розподілу суб’єктів господарювання за ступенем ризику їх господарської діяльності для навколишнього природного середовища та періодичності здійснення заходів державного нагляду (контролю), затверджені постановою Кабінету Міністрів від 19.03.2008 № 212.

Постановою Кабінету Міністрів України від 21.05.2009 № 502 "Про тимчасові обмеження щодо здійснення заходів державного нагляду (контролю) у сфері господарської діяльності на період до 31 грудня 2010 року" (далі - постанова Уряду) встановлені тимчасові обмеження щодо здійснення заходів державного нагляду (контролю) у сфері господарської діяльності.

Зазначені обмеження безумовно стосуються й органів Мінприроди.

Відповідно до зазначеної постанови обмежуються як планові, так і позапланові перевірки.

Щодо обмеження планових перевірок, то згідно з абз. 1 пп. 1 п. 1 постанови Уряду тимчасово припинено перевірки суб’єктів господарювання, крім перевірок суб’єктів господарювання, що відповідно до затверджених Кабінетом Міністрів України критеріїв оцінки ступеня ризику віднесені до суб’єктів господарювання з високим ступенем ризику.

Відповідно до постанови КМУ від 19.03.2008 № 212 встановлені критерії розподілу суб’єктів господарювання за ступенем ризику їх господарської діяльності для навколишнього природного середовища та періодичності здійснення заходів державного нагляду (контролю).

Згідно із зазначеною постановою, підставами віднесення до групи суб’єктів з високим ступенем ризику є:

1) наявність в них об’єктів, що:

  • становлять підвищену екологічну небезпеку, або потенційно небезпечних об’єктів, в обігу яких перебувають небезпечні речовини I і II класу небезпеки, або таких, що забезпечують перевезення небезпечних вантажів;
  • забезпечують життєдіяльність населених пунктів, зокрема водопровідно-каналізаційні господарства та підприємства, що провадять діяльність у сфері поводження з відходами;

2) провадження ними діяльності, що:

  • спричиняє викиди забруднюючих речовин в атмосферне повітря в обсязі більш як 5 тис. тонн на рік, водоспоживання і водовідведення - більш як 25 тис. куб. метрів на рік чи призводить до утворення та розміщення відходів I і II класу небезпеки - більш як 100 тонн на рік або інших відходів - більш як 1 тис. куб. метрів на рік;
  • пов’язана з вирубкою лісу, використанням водних живих ресурсів, веденням мисливського господарства та збереженням природно-заповідного фонду (п. 2 Критеріїв розподілу суб’єктів господарювання за ступенем ризику їх господарської діяльності для навколишнього природного середовища та періодичності здійснення заходів державного нагляду)".

Подводя итоги, можно сделать несколько полезных умозаключений. Во-первых, виды деятельности, не связанные с опасными и так называемыми ресурсоценными отходами, не подлежат лицензированию. Несмотря на это, специальное законодательство, в частности, Законы Украины "Об охране окружающей природной среды", "Об отходах", акты правительства требуют наличия специальных разрешений на такой вид деятельности, как обращение с отходами, в том числе их хранение, а также получение лимитов на размещение.

Во-вторых, в любом случае деятельность по хранению отходов связана с земельным участком, на котором они будут расположены. Отвод земельного участка под эти цели потребует согласований в целом ряде госорганов. Кроме того, потребуется проведение государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы, а также составление паспорта места обращения с отходами. В связи с этим можно предположить, что решение местного совета об отводе земли, государственная экспертиза и паспорт места обращения с отходами являются достаточными документами для занятия видом деятельности по обращению с неопасными отходами. Любые же требования законодательства о наличии специального разрешения, отличного от лицензии, противоречат Закону о лицензировании и являются незаконными.