Тел: +38 (044) 364-30-04 +38 (096) 654-90-64 +38 (067) 240-91-48 E-mail: office@ecoalliance.com.ua

Экологическое законодательство: из опыта Японии

Сменив Закон об обществе рециклирования (1993), в 2000 году вступил в силу развивающий его Основной закон об обществе с устойчивым ресурсным циклом, который обязал компании разрабатывать безопасные для окружающей среды изделия и выбирать для производства легко утилизируемые материалы, а также предоставлять информацию о способах утилизации. В принятом на его базе Основном плане создания общества с устойчивым ресурсным циклом, рассчитанном до 2010 фин. г., поставлены три конкретные цели в отношении ресурсного потока в экономике: во-первых, повысить производительность ресурсов, под которой подразумевается соотношение валовой стоимости продукции и количества непосредственно вовлекаемых в оборот материалов, до 390 тыс. иен на 1 т; во-вторых, увеличить степень циклического использования материалов, т. е. соотношение общего количества повторно использованных и рециклированных материалов и общего количества непосредственно вовлеченных в оборот материалов, примерно до 14%; в-третьих, сократить количество закапываемых отходов до 28 млн т (по данным Министерства по делам окружающей среды Японии, опубликованным в феврале 2005 года, в 2002/03 фин. г. в экономике страны производительность сырья составила 290 тыс. иен на 1 т, степень циклического использования 10,2%, а количество закапываемых отходов — 50 млн т.

В 2000 году был принят Закон о форсировании эффективного использования сырья. Под его действие подпадает 69 видов продукции, выпускаемых десятью отраслями, — иначе говоря, примерно 50% всех бытовых и промышленных отходов. В соответствии с этим законом построено около двух тысяч специализированных предприятий, осуществляющих демонтаж старых велосипедов, мебели, бытовой техники и т. п. (обычно в их состав входят и цеха по рециклированию), а также множество цветочных теплиц, которые отапливаются энергией, получаемой при сжигании отходов. Продукция продается тут же по весьма низким ценам. При этом в обоих случаях рабочие места часто предоставляются инвалидам.

Закон о рециклировании тары и упаковки, составляющих по объему две трети, а по весу — четверть всех бытовых отходов (около 60% домашнего мусора), был принят в 1997 году. Вначале он применялся к стеклянным и пластиковым бутылкам, а в 2000 году был распространен на бумажные и пластиковые материалы. Этот закон особенно важен потому, что переложил ответственность за рециклирование с муниципалитетов на промышленные предприятия (хотя упаковка относится к бытовым отходам). Количество рециклируемых упаковочных материалов плавно увеличивается, и возникает проблема расширения рынка для продуктов, созданных путем рециклирования.

Закон о рециклировании бытовых электроприборов, начавший действовать в 2001 году, распространяется на холодильники, кондиционеры, телевизоры, стиральные машины. Он обязывает розничных торговцев и муниципалитеты собирать и перевозить вышедшие из употребления приборы на заводы по рециклированию, которые обязаны строить производители бытовой техники (услуги по сбору и перевозке оплачивают потребители).

Постепенно обозначилась и новая серьезная проблема: утилизация так называемых «е-отходов», прежде всего компьютеров. По некоторым оценкам, в 2001 году было выброшено 460 тыс. компьютеров, вес которых составлял 9 тыс. т. Хотя в сравнении с другими видами отходов это величина небольшая, эксперты считали, что число выбрасываемых компьютеров будет быстро расти и всего за несколько лет может удвоиться и даже утроиться (вероятно, это уже произошло). В рамках продвижения к обществу с устойчивым ресурсным циклом элементы, составляющие компьютеры, предполагается использовать в виде вторичного сырья. Утилизация компьютеров, которой ранее занимались муниципалитеты (в основном их закапывали), с 2003 году возлагается на производителей и на потребителей, которые должны заплатить за утилизацию ненужного им больше компьютера 25–35 долларов (в зависимости от вида техники). Тридцать шесть главных производителей, на которыx приходится 98% всех поставок компьютерной техники (среди них Toshiba, NEC, Fujitsu, Hitachi, IBM Japan, Sony, Apple, Dell), создали под эгидой Японской ассоциации производителей электроники и индустрии информационных технологий единую систему сбора е-отходов по всей стране.

Потребители могут оставлять компьютеры на почте или договариваться с почтовыми служащими, чтобы их забрали из дома, а почта осуществляет доставку компаниям-производителям. Нередко по улицам японских городов разъезжают и небольшие пикапы, оснащенные громкоговорителями, — пользователей призывают сдавать ненужные компьютеры и другие приборы.

Закон о рециклировании автомобилей введен в действие с января 2005 года. В соответствии с ним плата за утилизацию фреона в кондиционерах, пиропатронов в подушках безопасности, а также эксплуатационных жидкостей возлагается на владельцев легковых автомобилей. Покупатели новых автомобилей вносят депозит в Центр содействия рециклированию автомобилей и получают специальный талон. При продаже подержанных машин покупатель не только оплачивает стоимость машины, но и возмещает собственнику сумму депозита на рециклирование. Если владелец решил избавиться от автомобиля, он передает талон на рециклирование специальному агенту, препоручая ему эту операцию. Ответственность за надлежащую утилизацию всех остальных частей автомобиля законом возложена на производителей и импортеров. Ежегодно в Японии уходит на свалки около 4 млн автомобилей. До сих пор рециклировали примерно 80% этого количества (по весу), а благодаря введению нового закона предполагают увеличить долю рециклирования до 95%.

Успехи Японии в области утилизации отходов — во многом результат целенаправленной политики государства, включающей не только описанные выше законодательные, но также финансовые (целевые займы, дотации, льготное налогообложение и т. п.) и организационные меры, причем последние ничуть не менее важны. Среди них — содействие научным исследованиям и созданию прогрессивных методов переработки отходов, широкая пропаганда и распространение этих методов, консультации по их применению. Централизованную переработку отходов облегчает система информации, позволяющая узнать, где, какие именно отходы образуются, как велико их количество. Чтобы ускорить движение к обществу рециклирования, или обществу с устойчивым ресурсным циклом, создана целая сеть консультативных организаций.